Дэмиен Хёрст нашел сокровище на 200 миллионов

21 ноября 17

Статья в издании "Зеркало недели"

Выставка "Сокровища затонувшего корабля "Невероятный" в Punta della Dogana и Palazzo Grassi в Венеции продлится до 3 декабря. Автор проекта — всемирно известный Дэмиен Хёрст, показавший свои сокровища во время 57-й Венецианской Биеннале.

Этот проект — легенда о корабле, затонувшем 2 тыс. лет назад у берегов Восточной Африки, выглядит невероятно реалистичной и привлекает толпы туристов. 10 лет ушло на извлечение драгоценных находок со дна морского, многие артефакты не отреставрированы, обросли мхом и кораллами. Здесь амулеты, драгоценности, гробницы, скульптуры богов и мифических существ. Все ценности выглядят убедительно, экспозиция не уступает археологическим находкам Британского и Метрополитен музеев. Великолепные громадные фотографии и видео стали своеобразным свидетельством спасения потерянных находок из морских глубин. Если бы Хёрст не "извлек" это из океана, спустя еще пару тысяч лет наши потомки действительно бы посчитали находку ценнейшим кладом! По утверждению художника, он вложил в проект более 69 млн долл., создав 189 произведений. И впервые один из самых влиятельных коллекционеров мира, Франсуа Пино, отдал одному художнику два своих выставочных пространства. 

херст_6

Дэмиен Хёрст из поколения 80-х. В студенческие годы воплотил в жизнь Freeze — выставку, которая станет отправной точкой взлета для группы современных художников из Великобритании, позже всемирно известного творческого объединения под названием Young British Artists (YBA) или "Молодые британские художники". 

Чарльз Саатчи открыл Хёрста миру. Абсолютно непонятно, почему коллекционер, который владел работами Поллока и Уорхола, любил постэкспрессионизм и основал весьма успешное рекламное агентство, решил взглянуть на работы молодых британцев, но счастливый случай свел дороги Саатчи и Хёрста в свое время воедино.

херст_2

Тема смерти представляет особый интерес для художника. Не удивительно, — после практики в морге, которую художник проходил в годы обучения. Его знаменитый проект в Тейт стоил жизни тысячам бабочек, выпущенных Хёрстом умирать в галерее выставки. Идея красоты умерших созданий прослеживается в серии других его работ: чучела животных в формальдегиде, стеклянные медицинские шкафы с таблетками или скелетами и те же нарративы в живописи. Такова и нашумевшая работа Хёрста (под названием "Физическая невозможность смерти в сознании живущего"), представляющая собой акулу, помещенную в аквариум с формалином. 
Г-н Саатчи более четверти века тому назад приобрел ее за 
50 тыс. британских фунтов, а продал за 7 млн в той же валюте в 2004-м. Скорее всего, в сознании живущего возникает невозможность понимания цены этого произведения.

Но вернемся к выставке "Сокровища затонувшего корабля "Невероятный" в Венеции. Как уже было отмечено, выставка проходит в пространстве двух выставочных комплексов фонда Франсуа Пино — Пунта делла Догана и Палаццо Грасси. Занимает коллекция 5 тыс. кв м музейного пространства. 

херст_1

Это первая крупная персональная выставка Дэмиена Хёрста в Италии за более чем 13 лет. В 2004 г. в Археологическом музее Неаполя была представлена серия его работ "Агония и экстаз".

Что ж, получается, парижский коллекционер и владелец аукционного дома "Кристис", Франсуа Пино, возвращает миру колоссальную "находку" — и нет, это даже не исполинская скульптура безглавого демона с чашей, а это сам Хёрст!

Здесь, в Венеции, Хёрст проверяет веру зрителя на прочность. "Верю — не верю", или как далеко готово воображение пройти вместе с дерзкой экспозицией Хёрста. Водолазы спасли более 100 работ — гигантские скульптуры морских монстров, инкрустированных коралловыми и полудрагоценными камнями, золотые обезьяны, единороги из горного хрусталя, оружие, идолы, черепахи, львы и медведи, Будда, фараон из голубого гранита, невероятно повторяющий черты лица Фаррелла Уильямса, бюст богини-двойника солистки группы "Ди Антвурд" Йоланди, мраморная Нефертити с чертами Рианны, бронзовый Микки Маус, богиня Кейт Мосс, в некоторых образах можно распознать самого Хёрста, на скульптурах многовековой отпечаток морского разрушения. Античность, смешанная с "новыми богами и идолами" современности. На вопрос, правда ли автор был вдохновлен некоторыми знаменитостями, Хёрст отвечает: "Все зависит от вас — верите ли вы".

херст_3

Какая же легенда кроется за "обломками затонувшего корабля"? Работы Хёрста поведают древнюю историю разрушения огромного "Невероятного" корабля, который принадлежал Сифу Амотану II, рабу, получившему свободу и процветание. Роскошь позволила ему собрать обширную коллекцию произведений искусства и погрузить на корабль, который следовал по направлению в новый храм, но судно потерпело крушение в водах Индийского океана. Спустя 2 тыс. лет обломки Апистоса (название корабля на греческом диалекте, что, собственно, и значит "Невероятный") обнаружили, провели грандиозные работы по поднятию затонувших "сокровищ" со дна океанского, запечатлели это все в стиле Дискавери — красиво, масштабно и со вкусом, прорабатывая каждую деталь. (К слову, о деталях: костюмы дайверов были также тщательно разработаны Хёрстом, и внимательные зрители наверняка найдут символичность в нюансах).

Сотня артефактов, собранных Сифом со всех уголков древнего мира, сохранилась в разных состояниях. Некоторые — покрыты тысячелетним 

слоем из кораллов и ракушек, другие — очищены для экспозиции. Размер экспонатов варьируется от самого внушительного безглавого демона, размером в три этажа, до мельчайших золотых монет, размером с горошину. Все это "мировое достояние" Сиф собирал в безумном стремлении к знаниям и власти. Почему именно 100 экспонатов? Ответ Хёрста прост: по аналогии с радиопередачей британского искусствоведа и журналиста Нила Макгрегора "История мира в 100 предметах".

херст_4

Конечно же, вся эта легенда — выдумка. Даже само по себе имя Сифа Амотана II является анаграммой. Если переставить английские буквы местами — открывается зашифрованная фраза "Я — вымысел". Ну что ж, символизм, загадки, а порой и сарказм присущи Дэмиену Хёрсту, и внимательный зритель всегда найдет ключ к многочисленным мелким "ребусам" художника, порой не очевидно бросающимся в глаза. 

Проект охарактеризовали самым амбициозным, самым масштабным и самым сложным на сегодняшний день. Практически до самого открытия задумка хранилась в строжайшем секрете. Если еще принять во внимание, что в подготовке и производстве всей выставки участвовали и трудились 250 мастеров в пяти разных странах в течение 10 лет, можно приблизительно представить себе, насколько "высоки были ставки" и финансовая поддержка. Кто спонсировал это все? Хёрст. Он сам признался одному британскому изданию, что перед тем, как зародилась идея, галереи пообещали, дескать, он может заручиться их поддержкой, положиться на них как на банк. Но когда Хёрст пришел с идеей в оформившемся виде, они отправили его попросту в банк за своими собственными средствами. 

херст_5

Машина была запущена, и остановить полет фантазии художника уже было невозможно. Работа проходила с абсолютно разными материалами, в том числе и с одним из самых любимых художником — золотом. Амулеты, щиты, скорпионы и обезьяны. Сам автор заявляет, что золото в легендах являлось символом сокровищ. Ведь если из моря выходит человек с добытым артефактом, блистающим золотом, все подсознательно верят, что это сокровище.

Неужели кто-то верит в реальность легенды о Сифе Амотане II и о корабле, который он потерял в океанских водах? Хёрст акцентирует, что есть же люди, которые верят в фейковые истории. Или есть правительства, которые легко программируют разумы населения. И это лишь пара примеров из многих. Кажется, надо много времени, чтобы люди поверили чему-то, далекому от действительности. Но это совсем не так! Художник говорит, что он работал над проектом в течение десятка лет, и теперь он сам абсолютно уверен, что Сиф Амотан — настоящий. Ему посвящено столько времени, что он "поселился" в сознании как историческая личность, которая реально существовала. Фикция становится реальностью. И достаточно быстро.

херст_7

Тогда, следуя его идее, все сводится к вере. Он не затрагивает политику открыто, но грани размыты. И здесь возникает сопутствующий вопрос: можно ли рассматривать его идею как свидетельство, и даже предупреждение уязвимости нашего восприятия и контроля со стороны? Даже если на восприятие пытается влиять такой, казалось бы, невинный институт как музей? 

Арт-дилеры с опытом аккуратны в работе с Хёрстом. Как долго продлится очередная волна восхищения? Безусловно, художник-мастер эпатажа, удачно "читающий" запросы общества, но вряд ли он Пикассо ХХІ ст. "Как я буду смотреть в глаза своим клиентам, когда они поймут, что купили "масс-маркет" искусства?", — недавно поведал мне один из влиятельнейших галеристов, коллекционер Пикассо, Моне и Модильяни. Я предпочитаю художников, ставших историей…. Вся эта зрелищность, ажиотаж — лишь хорошо продуманная игра… Что только не называли искусством в наше время!

Выставку критикуют и хвалят, называют провальной и самой посещаемой в Венеции, о ней написали все самые авторитетные арт-обозреватели. 

Ходят слухи, что продажи за первые недели превысили 200 млн долл. Ну что ж, если что-то и "зависнет" на складе, можно вновь утопить в море и оставить наследство.