Их знают и… не знают, мифические герои современного искусства/ Domus Design

26 February 15

Бэнкси

Смелостью и вызывающими выходками автора, работающего в направлении street-art восхищается большая часть британцев. В начале 90-х художник не просто подвергал «вандализму» поверхности судьбоносных зданий и объектов по всему миру, но и по сути, выступал «визуальным голосом» народа. Как бы его не называли: арт-анархист, революционер, террорист, - художник-невидимка заслужил признание у мас рискованными выходками и обнажением голой правды. 

Предметом творчества необузданного творца являются как и «мелочи жизни», так и критика более глобальных вопросов. Так в 2005 году Бэнкси под мушкой солдат израильской армии разрисовал стену, разделяющую Палестину и Израиль у западной границы реки Иордан. На одном из граффити с палестинской стороны был изображен «пролом» в стене, в который заглядывают дети, а там открывается кусочек райского пейзажа. 

Сила Бэнкси даже не столько в его таланте художника, сколько в умении быстро и главное остроумно реагировать на социальные проблемы. Проблему детского труда передает работа автора "Рабский труд", отношение к свободе сексуальных меньшинств ярко отражено  в «Целующихся констеблях». В бристольском зоопарке художник написал над клеткой со слоном: «Хочу выйти отсюда. Очень холодно. От сторожа воняет. Скука, скука, скука».

Новые проекты художника вызывают ажиотаж, а старые исчезают вместе со стенами, позже появляясь на аукционах. Среди коллекционеров Бэнкси- Брэд Питт, Анджелина Джоли, Кристина Агилера, и многие другие. Художник занимает активную политическую позицию, выступая прежде всего против ограничения свобод и власти. Многие работы он дарит или продает в поддержку скандальных анархистских движений: среди который Pussy Riot, “Война», «Захвати Уолл-стрит».

Главная интрига-это персона художника. Никто не знает кто такой Бэнкси. Не исключено, что это группа художников или последователей «трафаретного» граффити.

Недавно, как считаю журналисты, им удалось напасть на след, идентифицировав в биографии одного бристольского парня много совпадений с фактами известными о Бэнкси. Но художник упорно держится в тени, сохраняя инкогнито, опровергая все догадки. В 2011году одно анонимное лицо на e-bay выставило лот, клочок бумаги с настоящим именем Бэнкси. Стоимость лота взлетела с 3,000 долларов практически до миллиона. Тем не менее лот был снят с торгов. Предполагаю, это был очередной трюк самого художника, поднимающего на смех всех охотников за сенсациями.

Ай Вэйвэй

«Никогда не извиняйся»,- название документального фильма Элисона Клэймана созвучно с основным кредо опального китайского художника. Куратор, критик, художник, акционист, архитектор, поэт. Чем вызвано сопереживание всей мировой общественности художнику, который вот уже больше четырех лет не может выехать из страны? Получив образование в США и прожив там больше 10 лет, в 1993 году был вынужден вернуться на родину в связи с болезнью отца. 

В Китае художник сразу занимает активную политическую позицию. Скандальную славу ему приносит проект Fuck off, со-куратором которой он выступил совместно с Feng Boyi в 2000 году. На серии своих фотографических работ художник показал средний палец символам государственной власти, среди которых: императорский дворец в Пекине, Белый дом и Эйфелевая башня, зритель также не был исключением. Другая фотография запечатлела Ая разбивающего уникальную вазу династии Хань. Позже художник провокационно демонстрировал уничтожение драгоценных традиционных китайских святынь, используя осколки и уламки для своих произведений. В выставке Fuck off приняло участие 48 художников, она носила декларативный характер. Художники бросили вызов официальной системе, и выступили за свободное творчество “неколлаборативного” характера в противовес Шанхайской биеннале, поддерживаемой правительством.

В дальнейшем в своих произведениях Ай Вэйвэй достигает поразительных массовых масштабов, вовлекая огромное количество людей в свои проекты. Среди них: “Гражданское расследование” последствий землятресения в Сычуане по поиску погибших детей (в созданном художником блоге волонтеры собирали информацию о жертвах, а также факты трагедии, случившейся из за многочисленных нарушений при постройке школ); “Сказка”, участвуя в Документе 2007 года Ай Вэйвэй в своем блоге отобрал 1001 человек, впервые посетившие Европу, как участники его проекта. Такими же массовыми были и компании-протесты против ареста художника в 2011 году. 

Одна из наиболее известных работ автора «Семена подсолнуха», представленная художником в Турбинном зале Tate Modern, в Лондоне в 2010 году называют самым масштабным произведений века. 100 миллионов фарфоровых семян покрыли зал площадью 1000 м2. Каждое семя было сделано вручную, около полутора тысячи китайских мастеров работали над проектом более двух лет. Именно так Ай Вэйвэй хотел раскрыть внутреннее содержание китайского народа, отличив индивидуальное внутреннее от одинакового видимого внешнего. 

В 2013 художник спродюсировал свой первый музыкальный проект «Божественная комедия». Невольно приходят на ум «круги ада», которые могут угрожать художнику-бунтарю, безапелляционному по отношению к режимам власти.  

Тино Сегал

Художник, который не создал ни одной вещи. Свои перформансы автор называет «конструированными ситуациями». Действие происходит и исчезает, не оставляя никаких следов. «Несущствование» работ, отсутствие документальных свидетельств является основополагающим условием для творчества автора. Имя и работы Тино имеют мифический характер, о них рассказывают, их участниками мечтают стать.

В 2013 Тино стал обладателем Золотого Льва на Венецианском биеннале, самой престижной награды в мире искусства ,за свою работу, в которой участники миролюбиво пели, издавая медитативные звуки и гудение. В 2014 художник вошел в шорт-лист на премию Тернера. 

Арт-историки и критики называют работы Сегала спектаклями. Его произведения четко продуманны, а свобода зрителей, затем становящимися участниками, ограничивается самим художником. Так в одной из своих «конструкций» под названием «Прогресс», проходившей в Музее Соломона Гуггенхайма, в Нью Йорке (2010), посетителям предстояло пройти 4 «витка» ротонды музея в сопровождении гидов, чей возраст увеличивался с каждым этапом.  На неизменный вопрос каждого из гидов «Что такое прогресс?» участники приходили к разным ответам под влиянием «взросления» гида и уровня возвышения, ощущая себя частью пьесы Сегала.

«Поразительным в пьесах Сегала является то, что их основное качество – это не театральные игры, в которых задействована публика, а особенность их распространения подобно слухам, без всякой визуальной поддержки – невидимо. Но в то же время это качество не является ни причиной, ни следствием чего бы то ни было. Сегал просто наносит удар по институциям и рынку именно там, где находятся основы их стабильности – по их документальной базе» Art Moscow Magazine

Оговаривая с музеями или галереями условия продажи своих работ Сегал требует отсутствия каких-либо письменных инструкций, расписок, каталогов и фотографий. Сама продажа происходит в устном порядке, при разговоре между автором и представителем музея присутствуют нотариус и свидетели. Основные условия контракта: автор сам отбирает и тренирует участников перформанса, участникам обеспечивается оговоренный гонорар, проект должен идти не менее шести недель без каких-либо документальных свидетельств. Существует даже тираж «конструкций» от четырех до шести с ценами доходящими до сотен тысяч долларов за штуку. Как знать, возможно в будущем ценится будут и сами участники спектаклей маэстро? 

Автор: Наталия Шпитковская